Когнитивная наука в Москве: новые исследования

Конференция стендовых докладов
Важные даты:
  • 23 апреля
    заканчивается подача заявок с докладом
  • 11 мая
    рассылка результатов
  • 20 мая
    начало регистрации участников
  • 1 июня
    заканчивается подача заявок на воркшопы
  • 16 июня
    заканчивается регистрация участников
  • 19 июня
    конференция

Пятая конференция состоится 19 июня 2019 г.

Программа докладов

Пожалуйста, обратите внимание на время, когда постеры должны быть вывешены, сняты и на время обязательного присутствия докладчиков у постера.

В этом году будет три секции каждая продолжительностью 2 часа.

Демонстрации и мастер-классы (см. расписание) будут также продолжаться по 2 часа и вынесены на вечернюю сессию.

Также в этом году будут работать дополнительные стенды МИПЗ, ИППиП, выставка нейрофизиологического оборудования от компании ИнфоМед и стенд РЖКН.

Изменения в программе: не состоится доклад 22 во 2-й секции (В.Ю. Карпинская, В.А. Ляховецкий).

10:30 — начало регистрации
11:00—13:00. Секция 1.

Язык, мозг, познание. Память. Когнитивное развитие. Восприятие, внимание, действие. Мышление и решение задач, интеллект, принятие решения.

Время размещения постеров: 10:55

Время снятия постеров: 13:05

Время обязательного присутствия докладчиков:

  • у нечетных стендов 11:00—12:00,
  • у четных стендов 12:00—13:00.

  1. А.А. Кромина, А.К. Лауринавичюте, А.А. Лопухина
    Контроль движения глаз при понимании речи
  2. А.В. Каприелова, А.К. Лауринавичюте, А.А. Лопухина
    Разрешение значений многозначных слов при чтении
  3. С.В. Дорофеева, В.А. Решетникова, А.К. Лауринавичюте, Т.В. Ахутина, О.В.Драгой
    Исследование взаимосвязи навыков фонематической обработки и навыков чтения
  4. А.Н. Юрченко, В.Г. Арутюнян, А.Л. Головтеев, О.В. Драгой
    Понимание речи на различных языковых уровнях у пациентов с височной эпилепсией
  5. О.В. Драгой, А.С. Зырянов, О.Ю. Бронов, Е.А. Гордеева, Н.Э. Гронская, О.В. Крючкова, Е.А. Клюев, Д.Н. Копачёв, И.А. Медяник, Л.П. Мишнякова, Н.В. Педяш, И.Н. Пронин, А.А. Реутов, А.Р. Ситников, Е.А. Ступина, К.С. Яшин, В.А. Жирнова, А.А. Зуев
    Функциональная специфичность левого лобного косого пучка
  6. А.С. Зырянов, С.А. Малютина, Е.А. Ступина, В.В. Карпычев, Е.А. Гордеева, В.А. Жирнова, А.И. Артёмова, В.И. Зеленкова, В.А. Толкачёва, А.А. Зуев, Н.В. Педяш, О.Ю. Бронов, Д.Н. Копачёв, И.Н. Пронин, О.В. Драгой
    Роли отдельных сегментов дугообразного пучка в обеспечении языковой обработки
  7. В.А. Жирнова, А.С. Зырянов, Е.А. Гордеева, Е.А. Ступина, В.И. Зеленкова, А.И. Артемова, А.Н. Юрченко, А.А. Зуев, Н.В. Педяш, О.В. Драгой
    Функциональное интраоперационное картирование левой височной доли: задание имеет значение
  8. В.Г. Арутюнян, А.Ш. Миннигулова, А.А. Лопухина, Е.Ю. Давыдова
    Фонологическая дискриминация у детей с расстройствами аутистического спектра: пилотное исследование на материале русского языка
  9. Е.А. Савинова, С.А. Малютина
    Морфологическая обработка у людей от подросткового до пожилого возраста: психолингвистическое исследование на примере категории числа существительных
  10. А. А. Лопухина, С. А. Малютина, А. К. Лауринавичюте, А. Д. Антонова, Г. М. Рязанская, Е. А. Савинова, А. Д. Симдянова
    Влияние языкового шума на восприятие предложений подростками и взрослыми
  11. A.A. Гофман
    Сочетание приема фрагментации стимула и цели «забыть» обеспечивает эффект намеренного забывания
  12. А.К. Кузьмичева, В.Ф. Спиридонов
    Влияет ли содержание ложных воспоминаний на частоту их возникновения?
  13. Г.Д. Ласьков, А.М. Букинич
    Статистический метод контроля фактора времени для бинарной переменной в психологическом исследовании
  14. М.И. Лынова
    Автобиографические воспоминания, но не истории о Гарри Поттере позволяют управлять своим эмоциональным состоянием
  15. A.V. Petrakova
    The structure of face cognition in childhood and adolescence — in search of social intelligence
  16. А.А. Девятерикова, В. И. Исматуллина, В.Н. Касаткин, С.Б. Малых
    Использование батареи нейропсихологических тестов CANTAB для оценки когнитивных функций в школьном возрасте
  17. А.И. Мелёхин, Е.А. Сергиенко
    Реорганизация модели психического (theory of mind) в пожилом и старческом возрасте
  18. Г.А. Виленская, Е.И. Лебедева
    Модель психического и контроль поведения у детей с типичным развитием и ОНР
  19. М.А. Шурупова, В.Н. Анисимов, А.А. Девятерикова, В.Н. Касаткин, А.В. Латанов
    Глазодвигательные и когнитивные функции у детей при мозжечковых дисфункциях
  20. Т.Н. Котова, Л.А. Титкова
    Названия или факты: зачем ребенок указывает?
  21. М.П. Жердева, Т.Н. Котова, А.А. Котов
    Легкость наименования пространственных признаков и формирование новых понятий детьми 7 и 9 лет
  22. М.В. Фаликман, И.С. Уточкин, Ю.А. Марков, Н.А. Тюрина
    Нисходящая регуляция зрительного поиска: есть ли она у детей?
  23. Ю.А. Марков, Н.А. Тюрина, И.С.Уточкин
    Связывание размера и удаленности при оценке вариативности множества объектов
  24. И.М. Макаров, Е.С. Горбунова
    Механизмы пропуска второго целевого стимула в задаче зрительного поиска и при быстром последовательном предъявлении зрительных стимулов
  25. А.С. Грачева, Е.О. Иванина, Ю.А. Марков, Е.С. Горбунова
    «Чужой среди своих» — особенности зрительного поиска знакомых и опасных объектов
  26. Н.А. Мурзякова
    Взаимодействие восходящих и нисходящих процессов обработки зрительной информации при восприятии изображений, приближенных к реальным
  27. М.И. Морозов
    Влияние освоения категорий объектов и их названий на выполнение задачи зрительного поиска
  28. Л.А. Бойко, Л.В. Терещенко, А.В. Латанов, Б.Б. Величковский
    Интеграция зрительно-моторной деятельности при чтении нот с листа и параметры рабочей памяти пианистов
  29. Е.М. Лаптева, Н.М. Лаптева, Ю.А. Кожухова
    Разглядывать подсказки: всем ли это помогает?
  30. Оганесян В., Коровкин С.Ю.
    Использование стратегий при серийном решении изоморфных задач
  31. М. Бангура
    Семантические сети или категоризация: возможности и ограничения подходов к объяснению механизма обработки фигуральных выражений
  32. В.В. Ардисламов, В.Ф. Спиридонов, Н.И. Логинов
    Семантический прайминг в задачах на отдаленное ассоциирование
  33. Е.И. Селиванова, В.Ф. Спиридонов, М.Л. Решетников
    Особенности переработки утверждений, включающих отрицание
  34. В.С. Василенко
    Предикторы успешности решения инсайтных и неинсайтных задач
  35. Т.М. Деева, Д.Д. Козлов
    Имплицитное усвоение схемы составления анаграмм: диссоциация перцептивного и абстрактного знания
  36. О.С. Пецева, Д.Д. Козлов
    Виды фиксированности при решении анаграмм
  37. А.А. Коган, А.А. Медынцев, О.В. Дятлова, Д.В. Каютина, М.А. Рыбчинчук, С.А. Немирова
    Ощущение близости решения при решении анаграмм с помощью инсайта
  38. С.С. Груздева, Н.Е. Петренко, Е.А. Черемушкин, В.Б. Дорохов
    Экспериментальная модель сознания в парадигме сон-бодрствование: определение момента активации сознания при пробуждении по показателям электромиограммы и нажатия на кнопку
13:15—15:15. Секция 2.

Язык, мозг, познание. Память. Когнитивное развитие. Восприятие, внимание, действие. Мышление и решение задач, интеллект, принятие решения. Когнитивные функции животных.

Время размещения постеров: 13:10

Время снятия постеров: 15:20

Время обязательного присутствия докладчиков:

  • у нечетных стендов 13:15—14:15,
  • у четных стендов 14:15—15:15.

  1. А.М. Разоренова, Б.В. Чернышев, Н.Б. Тюленев, А.Ю. Николаева, А.О. Прокофьев, Т.А. Строганова
    Что делает слово словом? Влияние семантики на слуховое восприятие псевдослов
  2. Н.А. Коротаев, Г.Б. Добров, А.Н. Хитров
    Система поиска в мультиканальном корпусе «Рассказы и разговоры о грушах»
  3. К.А. Абсатова, А.А. Павлова, В.Ф. Спиридонов
    Прайминг аргументной структуры глагола при чтении и назывании действий переходными и непереходных глаголами
  4. О.И. Пилатова
    Вербальные средства репрезентации семантики понятий – точки опоры смыслов говорящего и слушающего в ментальном лексиконе
  5. Ю.В. Николаева, А.А. Евдокимова
    Руки, ноги, голова: задачи, находки и трудности мультиканальной аннотации
  6. А.А. Горбунова, В.А. Дубынин, Н.В. Галкина
    Замаскированный прайминг с эмоционально валентными именами существительными русского языка
  7. Е.В. Гаврилова, С.С. Ермаков
    Непреднамеренная переработка информации и лингвистические способности
  8. О.В. Федорова, П.И. Широкова
    Психолингвистические тесты на определение объема рабочей памяти: порождение vs. понимание речи
  9. Ermolova M., Belyaeva V., Novikov N., Fedele T., Gutkin B., Feurra M.
    The role of alpha oscillations in the inhibition process during working memory: EEG-tACS study
  10. П.О. Кривых, М.В. Фаликман
    «Вот розмарин: это для памяти»: к вопросу о плацебо-эффектах в тестах рабочей памяти и внимания
  11. В.А. Гершкович, Е.Е. Быстрова
    Изменение воспоминаний о сделанном выборе под влиянием разных установок на обоснование дезинформации
  12. А.Н. Пучкова, А.А. Берлин Хенис, А.А. Варламов
    Специфика зрительного восприятия оформления учебной литературы для младших классов
  13. А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина, Е.Ю. Матвеева
    Чтение у младших школьников с разным уровнем освоения навыка: анализ движений глаз и нейропсихологических данных
  14. V.A. Bachurina, M. Arsalidou
    Eye tracking indices of mental attentional load in children and adults
  15. A.K. Liashenko, T. A. Tyuleneva, M. Arsalidou
    Mental-attentional capacity and cognitively gifted children in Russia
  16. А.Р. Агрис, И.О. Камардина, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев
    Нейропсихологические профили младших школьников с различным качеством почерка
  17. Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, А.Н. Гусев, А.Е. Кремлев, А.М. Букинич
    Опыт разработки интегральных показателей батареи компьютеризированной нейропсихологической диагностики
  18. Д.И. Ломакин, М.Н. Захарова, А.А. Корнеев, А.В. Курганский, Р.И. Мачинская
    Эффективность контроля поведения и когнитивной деятельности у подростков с ЭЭГ-признаками неоптимального состояния регуляторных систем мозга
  19. М.А. Иосифян
    Кросс-модальные ассоциации между фильмами с элементами трагического/комического и тактильным восприятием: пилотажное исследование
  20. И.А. Воронин, И.Д. Воронина, Л.А. Мерзон, Е.П. Масленникова
    RT_tests — батарея когнитивных тестов для оценки индивидуальных различий в скорости обработки информации
  21. Н.В. Андриянова, Н.Д. Козлова
    Повторяющиеся ошибки при решении сложнокоординационных двигательных задач
  22. В.Ю. Карпинская, В.А. Ляховецкий
    Опыт использования методики «треккинга» для моторной оценки зрительных иллюзий
  23. А.К. Кулиева, Е.Р. Буряченко
    Больше цель — точнее попадание? Эффективность выполнения сенсомоторной задачи при работе с иллюзорными стимулами
  24. А.А.Меклер, Л.О.Ткачёва, В.Л.Волохонский, Е.П.Станкова
    Исследование факторов, влияющих на успешность выполнения задания отслеживания множества объектов
  25. А.С. Стародубцев
    Роль конфликта ответов и семантического конфликта в возникновении эффекта Струпа
  26. М.Ю. Каверина, Е.В. Гаврилова, Ю.В. Струнина, Е.В. Ениколопова
    К вопросу о симультанных и сукцессивных процессах при распределении внимания
  27. М.В. Славуцкая, С.А. Карелин, А.В. Котенев
    ЭЭГ-корреляты когнитивного контроля подготовки и торможения саккадических ответов у человека
  28. А.А. Котов, А.А. Зинина, Н.А. Аринкин, Л.Я. Зайдельман
    Имплицитное влияние ориентированных жестов робота на человека
  29. А.Н. Поддьяков
    Пространственное распределение интеллектуальных агентов при разном радиусе троянского обучения в среде «Вредные пчелы»
  30. С.Ю. Коровкин, В.Д. Попова
    Проверка сигнальной модели инсайта на примере решения анаграмм
  31. П.Н. Маркина, И.Ю. Владимиров, И.Н. Макаров
    Поведенческий метод регистрации тупика в решении задач со спичками
  32. Е.Н. Морозова, С.Ю. Коровкин
    Влияние внешней мотивации на решение задач
  33. Н.Ю. Лазарева, А.В. Чистопольская, Н.Ю. Акатова
    Исследование декомпозиции семантического чанка на материале анаграмм
  34. А.Д. Савинова, С.Ю. Коровкин
    Загрузка рабочей памяти в условиях изменения репрезентации задачи
  35. И.Ю. Владимиров, Н.А. Мартюшова, П.Н. Маркина
    Реакция на прерывание решения инсайтной задачи как показатель близости к ответу
  36. М.И. Межерицкий, Д.Д. Воронцов, В.Е. Дьяконова
    Предшествующая двигательная активность облегчает решение поисковой задачи в новой обстановке у сверчков Gryllus bimaculatus.
  37. В.Е. Дьяконова
    Скрытые состояния в нервной системе: почему сходный выходной паттерн генерируется разными конфигурациями нейронного ансамбля?
  38. М.В. Самулеева, А.А. Смирнова
    Влияет ли тип референта на формирование эквивалентных отношений?
15:30—17:30. Секция 3.

Мозг: структура и динамика процессов. Клинические исследования. Социальные и эмоциональные процессы в познании. Воплощенное познание. Восприятие, внимание, действие. Мышление и решение задач, интеллект, принятие решения. Когнитивные функции животных.

Время размещения постеров: 15:25

Время снятия постеров: 17:35

Время обязательного присутствия докладчиков:

  • у нечетных стендов 15:30—16:30,
  • у четных стендов 16:30—17:30.

  1. A. Tabueva, I. Zakharov, S. Malykh, V. Nikulin
    Properties of neuronal oscillations at rest as predictors of cognitive tasks performance
  2. M. Nazarova, P. Novikov, K. Kozlova, E. Ivanina, V. Nikulin
    MNI normalization of TMS motor maps: probing of within-limb somatotopy of the primary hand motor cortex
  3. Manyukhina V.O., Rostovtseva E.N., Kostina E.M., Prokofiev A.O., Obukhova T.S., Nikolaeva A.Y., Stroganova T.A., Orekhova E.V.
    Effect of the healthy menstrual cycle on the gamma oscillations measured with MEG
  4. К.Э. Сайфулина, В.А. Медведев, А.М. Рытикова, Б.В. Чернышев
    Связаны ли P2 и N2 с уровнем неопределенности?
  5. И.В. Фекличева, И.М. Захаров, Н.А. Чипеева, Е.К. Масленникова, Т. Адамович, В.И. Исматуллина
    Различия функциональной связанности мозговой активности при открытых и закрытых глазах
  6. А.О. Тетерева, О.В. Мартынова
    Изменения индекса нелинейной динамики сигнала фМРТ в состоянии покоя после аверсивного воздействия
  7. A.-R. Mohammed
    The role of induced mood and emotion regulation in updating of valenced information
  8. Е.А. Сучкова
    Влияние вариаций настроения и эмоциональных черт на восприятие эмоций по фотографиям лиц
  9. А.А. Федотова, М.А. Чурикова, М.В. Славуцкая
    Анализ компонентов Р100 и N150 зрительных вызванных потенциалов у больных шизофренией, перенесших первый психотический эпизод
  10. М.А. Чурикова, И.С. Сухачевский, В.Н. Анисимов, А.В. Латанов, А.Б. Шмуклер
    Оценка когнитивных функций и эффективности выполнения зрительных задач у пациентов с шизофренией
  11. Я.Р. Паникратова, Е.Г. Абдуллина, Г.Е. Рупчев, М.А. Савина, В.С. Шешенин, Д.В. Тихонов, В.Г. Каледа
    Вербально-логическое мышление при шизофрении с ранним и поздним началом: пилотное исследование
  12. Д.В. Каютина, М.С. Ковязина
    Динамика межполушарного взаимодействия в ходе тренингов нейробиоуправления у пациентов с инсультом
  13. А.А. Кисельников, Е.Л. Панова, Ю.В. Кузьмина, С.Ю. Березкина, Н.С. Масленко
    Экспериментальная биоэтика: цвето-эмоциональная имплицитная диагностика многомерной субъективной репрезентации категорий биоэтики у студентов медицинского университета
  14. А.Ю. Николаева, М.Б. Гончаренко
    Теория симуляции: поведенческие свидетельства
  15. О.П. Марченко, Н.С. Гурьянов
    Микродинамика процесса категоризации эмоционально окрашенных слов
  16. Д.В. Тихомирова, Х.Л. Шемшединов, А.А. Чубаров, А.В. Самсонович
    Закономерности динамики аффективных состояний в социальной видеоигре
  17. А.В. Курганский, Д.И. Ломакин, Р.И. Мачинская
    Нейронные сети покоя у подростков с трудностями регуляции поведения: анализ эффективных связей в пространстве источников ЭЭГ
  18. М.А. Иосифян, О.А. Королькова, В.Е. Синицын, Е.В. Печенкова
    Мозговые механизмы аффективного восприятия прикосновений
  19. А.И. Савина, Н.В. Морошкина
    Оценка уверенности партнера при принятии им интуитивных решений
  20. А.Б. Кушнир, Н.Ю. Герасименко, Е.С. Михайлова
    Половые различия выполнения задачи воспроизведения маршрута на карте городской местности
  21. В.А. Медведев, К.Э. Сайфулина, А.М. Рытикова, Н.Б. Тюленев, Б.В. Чернышев
    Электроэнцефалографические корреляты совершения и исправления ошибки: исследование с регистрацией перемещения компьютерной мыши
  22. Н.Ю. Герасименко, А.Б. Кушнир, Е.С. Михайлова
    Опознание сложных стимулов при их маскировке социально значимыми изображениями. Влияние категории и пространственной частоты маски
  23. Е.Г. Лунякова, Д.С. Гани-заде
    Стратегии движений глаз при распознавании лицевой экспрессии не связаны с выраженностью эффекта инверсии
  24. В.Ю. Карпова, Н.Ю. Герасименко, А.Б. Кушнир, С.А. Гордеев, Н.Н. Алипов, Е.С. Михайлова
    Распознавание лицевой экспрессии девушками с субклиническим паническим расстройством. Анализ поведения и связанных с событиями потенциалов
  25. А.В. Жегалло
    Различия в латентности саккад при опознании периферически экспонируемых изображений лица и комплексных геометрических объектов
  26. В.Е. Дубровский, А.В. Гарусев, Е.Г. Лунякова
    Устойчивая процедура сглаживания данных айтрекинга для анализа микродвижений глаз
  27. Д.Г. Чжао, А.Н. Васильев, Б.Л. Козырский, А.В. Исаченко, Е.В. Мельничук, Б.М. Величковский, С.Л. Шишкин
    ЭЭГ во время выбора подвижных объектов прослеживающими движениями глаз
  28. С.Д. Пьянкова, Ю.Д. Черткова, В.А. Скобеева, Е.Р. Черткова
    Полиморфизмы генов MAOA и DRD2 и восприятие фрактальных стимулов
  29. А.М. Беглер
    Язык описания массивов данных поведенческих экспериментов
  30. Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков, С.С. Белова
    Изменение нагрузок на фактор g в течение XX века
  31. А.П. Карабанов
    Альтернативное объяснение фрейминг-эффекта на примере задачи А. Тверски и Д. Канемана: модель относительной ожидаемой полезности
  32. Н.Ю. Лазарева, И.Ю. Владимиров
    Как неинсайтная задача становится инсайтной: влияние эффекта серии на возникновение инсайтного решения
  33. В.К. Вязовкина
    Связь между индивидуальными различиями в области суждений и принятия решений и уровнем интеллекта (на примере индивидуальных различий в тенденции к максимизации, сатисфизации и минимизации)
  34. Н.А. Огиенко, О.В. Перепелкина, И.И. Полетаева
    Влияние хронического введения кофеина на когнитивные и некогнитивные параметры поведения мышей разных генотипов
  35. И.А. Хватов
    Змеи Elaphe radiata учитывают границы собственного тела при решении задачи на проникновение в укрытие
  36. Р.В. Желанкин
    Особенности принятия решения у двух видов рептилий в задаче зрительного различения
  37. М.А. Климук, Л.Е. Иванова, И.А. Варовин, Д.Н. Подвигина, А.К. Хараузов
    Электрофизиологические реакции приматов на ритмическую фотостимуляцию


Расписание методических мастер-классов и демонстрационных стендов

В этом году помимо основной программы будут проходить семь методических мастер-классов и демонстрационных стендов.

17:45–19:45.

Биологическая обратная связь (БОС) по инфранизким частотам ЭЭГ

Ольга Роландовна Добрушина, канд. мед. наук, Международный институт психосоматического здоровья

Все мы знаем, что основная цель нейроученых — это удовлетворение неиссякаемого и неудовлетворимого любопытства. К счастью, побочным продуктом нашей деятельности становятся технологии, полезные не только для нас, но и для человечества. БОС-тренинги по ЭЭГ являются типичным примером такого счастливого стечения обстоятельств. За 140 лет изучения ЭЭГ мы так и не поняли, что это такое, но зато научились успешно использовать ее в практических целях.

В рамках мастер-класса мы поговорим о том, как людям пришла в голову идея тренировать волны головного мозга, что из этого стало получаться и к чему сегодня пришли разные (непримиримые) группы исследователей. Фокус нашего внимания будет направлен на особую область спектра ЭЭГ — инфранизкие частоты, менее 1 мГц. Мы порассуждаем о том, какое отношения эти колебания имеют к саморегуляции нервной системы, а затем разомнем наш мозг, утомленный познанием самого себя, играми с биологической обратной связью.



17:45–19:45.

Perceiving our 3D World from Line-Drawings of It

Tadamasa Sawada, Alexandra Kiba, Mohammad Farshchi
National Research University Higher School of Economics, Moscow

Artists can draw 3D scenes and 3D objects by using only contours, and people are able to get whatever 3D information they need from contours. How well can people perceive a 3D scene that is represented by a line-drawing image and how well can they act and react to a scene based on information communicated by such drawings? You can experience these things yourself by using our augmented reality (AR) device. It consists of a head-mounted display, a camera and a CPU. The camera takes a 2D photo of a scene that the CPU filters to generate a line-drawing from the photo. This line-drawing is shown to the observer on the head mounted display in real time. Our AR device eliminates many depth cues, including shading, binocular disparity, blur, and aerial-perspective but an observer, wearing our AR device will see 3D scenes very well.



17:45–19:45.

Выбор подвижных объектов с помощью взгляда

Дарисий Гуанлинович Чжао, НИЦ «Курчатовский институт», Москва
Евгений Валерьевич Мельничук, НИЦ «Курчатовский институт», Москва
Андрей Валерьевич Исаченко, НИЦ «Курчатовский институт», МФТИ, Москва
Сергей Львович Шишкин, канд. биол. наук, НИЦ «Курчатовский институт», Москва

Управление компьютером с помощью взгляда, отслеживаемого айтрекером, все шире применяется в ассистивных системах для парализованных людей. Благодаря повсеместному использованию видеокамер в смартфонах, планшетах и ноутбуках его все чаще предлагают и здоровым пользователям. Раньше такое управление осуществлялось только с помощью фиксаций или саккад, но сравнительно недавно для него предложили использовать также прослеживающие движения глаз. Взгляд наводится на движущийся объект быстро и без субъективных усилий, а возможность сопоставления траектории взгляда и траекторий движущихся объектов на экране дает дополнительную информацию для повышения точности определения выбираемого объекта.

В демонстрации предлагается попробовать самостоятельно выбирать подвижные объекты с помощью взгляда, а также (для сравнения) с помощью обычной компьютерной мыши. Будут воспроизводиться стимулы из двух экспериментов: (1) Isachenko et al. (докладывался на IEEE SMC 2018), где взгляд впервые победил мышь в честном поединке (целевые объекты внешне не различались и не притягивали взгляд автоматически); (2) Чжао и др. (постер на этой конференции), в котором стимулы были оптимизированы для изучения мозговых процессов, сопровождающих намеренный выбор движущегося объекта взглядом.



17:45–19:45.

Теория интегрированной информации Дж. Тонони: ликбез и критика

Артем Сергеевич Яшин, МФТИ, Москва

Игнат Анатольевич Дубынин, канд. психол. наук, НИЦ «Курчатовский институт», Москва

Теория интегрированной информации (Integrated Information Theory — IIT), разрабатываемая Дж. Тонони и коллегами, на сегодняшний день является одной из самых известных фундаментальных теорий сознания. Главное преимущество IIT перед другими теориями — проработанный математический аппарат, позволяющий делать как качественные, так и количественные предсказания. Центральное утверждение IIT гласит, что субъективный опыт возникает в системах, где существует интегрированная информация. Теория базируется на наборе аксиом и постулатов, относящихся к субъективному опыту и механизмам, из которых состоит система. На примере простых моделей с помощью аппарата IIT можно вычислить количество субъективного опыта в системе, которому соответствует величина Φ — максимум интеграции информации, а также узнать, какие части системы формируют содержание сознания. Однако, несмотря на проработанность. IIT далека от совершенства. Рассказ будет посвящен основам IIT и критике некоторых ее положений.



17:45–19:45.

Когнитивное тестирование с помощью батареи RT_tests

Иван Александрович Воронин, канд. психол. наук, Психологический институт РАО

Когнитивные тесты и батареи когнитивных тестов используются для решения самых разных задач. В клинической практике распространены компьютеризированные тестовые батареи, предназначенные для диагностики когнитивной недостаточности и для построения индивидуального когнитивного профиля. В свою очередь, психологические исследования почти всегда используют когнитивные тесты для обнаружения и оценки экспериментальных эффектов. Каждая из этих задач имеет свою специфику, поэтому тесты, сконструированные для диагностики, не обязательно подойдут для экспериментального исследования и наоборот.

Мы разрабатывали батарею RT_tests как автономное средство оценки индивидуальных различий ментальной скорости при групповом тестировании в школах. На выходе получилась тестовая батарея со значительными возможностями расширения и модификации. Базовое знание Python и PsychoPy позволяет легко и просто изменять параметры отдельных тестов или всех тестов сразу, а также добавлять новые тесты. Потенциально, тестовая батарея совместима с кнопочными панелями, айтрекерами и приборами, измеряющими активность мозга (ЭЭГ, МЭГ). В дополнение к тестовой батарее мы разрабатываем набор средств для визуализации и первичной обработки получаемых данных. На мастер-классе мы покажем, как батарея устроена внутри и снаружи, и обсудим возможности ее применения.



17:45–19:45.

Affective computing (распознавание эмоций компьютером)

Ольга Перепелкина, Neurodata Lab LLC

Как научить компьютер воспринимать эмоции человека? Можем ли мы создать искусственный интеллект, который будет не только очень умным, но и эмпатийным? Хотели бы вы обзавестить холодильником, который увидев, что вам грустно, предложит малинового варенья? Смогут ли роботы заменить психотерапевтов?

На эти и другие вопросы мы попробуем ответить во время воркшопа. Обсудим, что такое эмоциональный искусственный интеллект, и как разрабатываются алгоритмы автоматического распознавания эмоций. Будут продемонстрированы программы и технологии по распознаванию эмоций и «кубики», из которых они состоят: детекторы лиц, позы тела, анализ голоса. Обсудим, как можно извлекать из видео, снятого на обычную вебкамеру, информацию, скрытую от глаз человека: частоту сердечных сокращений и дыхания. Поговорим, какие трудности и вызовы стоят на пути создания настоящих эмпатийных роботов.



17:45–19:45.

Компенсатор опорной разгрузки «КОРвит» — «космические башмаки»

Елена Сергеевна Томиловская, канд. биол. наук, зав. лабораторией гравитационной физиологии сенсомоторной системы, Институт медико-биологических проблем
Инна Николаевна Носикова, м.н.с., Институт медико-биологических проблем
Также с рассказом о гравитационной физиологии и теоретических основах изобретения может присоединиться Инеса Бенедиктовна Козловская, д.мед.н., член-корр. РАН, Институт медико-биологических проблем

Чего людям недостает в космосе? Таким вопросом задались советские ученые. Обычный землянин конечно ответит, что космонавтам не хватает всего: родных людей, привычной обстановки, пищи и даже кровати (ведь спят космонавты в невесомости в спальных мешках!). Но ответ ученых был совершенно однозначен: космонавтам на космических кораблях больше всего недостает Земли, ее гравитации и чувства твердой опоры под ногами. Землю космонавтам дать не смогли, с гравитацией тоже вышли трудности, а вот с опорой все получилось довольно просто. Для космонавтов были сконструированы специальные ботинки, в стельки которых с помощью насоса можно было нагнетать воздух. Стельки от этого раздувались, и у космонавта создавалось ощущение, что он опирается ногами на какую-то поверхность. Такое нехитрое приспособление помогало справляться с болезнью движений (кружится и болит голова) и с пространственными галлюцинациями (кажется, что всегда висишь вниз головой), которые мучат космонавтов в первые недели космического полета.

Но, как часто бывает с изобретениями для космоса, они находят свое применение на Земле. Так случилось и с «космическими башмаками». Оказалось, что людям, перенесшим инсульт или черепно-мозговую травму, тоже подходят такие ботинки. Дело в том, что при тяжелых состояниях люди очень подолгу не встают с постели, и для того, чтобы их мозг не забыл, как ходить, на их стопы надевают ботинки. В ботинках под носком и под пяткой расположены резиновые камеры, которые могут надуваться, имитируя таким образом ходьбу. Пациенты, которые «носят» такие башмаки, быстрее поправляются и раньше начинают ходить.

На нашей демонстрации можно побыть немножко космонавтом, примерить «космические башмаки» и ощутить, как можно «ходить», не вставая со стула.



Расписание дополнительных стендов

11:00–19:00.

Стенд компании «ИнфоМед»

Александр Вязьмин,

Компания «ИнфоМед» занимается поставками оборудования для электроэнцефалографии (ЭЭГ), транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), спектроскопии в околоинфракрасном диапазоне (fNIRS), биологической обратной связи по различным показателям (БОС), электромиографии, а также расходных материалов для широкого спектра нейрофизиологических исследований. На стенде вы сможете познакомиться с каталогом поставляемого оборудования, обсудить интересующие вас технические вопросы и "пощупать руками" транскраниальный магнитный стимулятор MagPro.



11:00–19:00.

Международный институт психосоматического здоровья

Канд. мед. наук Ольга Роландовна Добрушина и ее сотрудники расскажут о работе института. Вечером на стенде пройдет мастер-класс по БОС.



11:00–19:00.

Институт практической психологии и психоанализа

Вера Владимировна Лисицина расскажет о программах дополнительного образования в области практической психологии.



Стенд «Российского журнала когнитивной науки»

В течение дня на стенде будут рассказывать о том, что пригодится при подготовке публикации.

12:50–13:20.

Управляющие или исполнительские, СПУКК или ОКЗ — спроси у Шляпника

Роза Власова, Мария Егорова

Язык когнитивной науки — английский. И когда мы сталкиваемся с необходимостью адекватно перевести термин на русский язык, обычно мы обращаемся к коллеге, который в этой теме лучше нас разбирается. Но не у всех есть такая возможность, поэтому в итоге Когнитивная наука в России не имеет устоявшегося тезауруса, он создается стихийно. Мы решили попробовать сделать вариант «спроси у коллеги» более доступным и удобным. В этом сообщении будут представлены результаты опроса «Терминология когнитивной науки» и продемонстрирована первая версия-прототип Телеграм бота — помощника в решении терминологических трудностей. Мы расскажем, как каждый может поучаствовать в развитии этого проекта.


15:00–15:40.

Основы работы в библиографических менеджерах
Как визуализировать данные для научной публикации

Анна Артемова, Высшая школа экономики

Результаты исследования часто нужно представить в визуальной форме. Я расскажу про принципы визуализации данных и про базовые правила дизайна для науки. Вы узнаете, чем отличается векторное изображение от растрового и какое из них лучше. А еще узнаете, что можно и нужно настроить в SPSS и R, чтобы строить достойный график и сразу отправлять его на публикацию!


17:00–17:45.

Как визуализировать данные для научной публикации

Сара Алескерова, Высшая школа экономики

Как перестать составлять библиографический список вручную и доверить эту важную задачу библиографическим менеджерам? Мы обсудим плюсы и минусы разных менеджеров и разберемся в их работе.



19:45–20:00 — Закрытие конференции (вручение приза симпатий слушателей)